Специалисты

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКОТЕРАПИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА - БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА

27

ноября

2023

«Если в раннем детстве донести до сердца красоту

музыкального произведения, если в звуках

ребёнок почувствует многогранные оттенки

человеческих чувств, то он поднимется на такую

ступеньку культуры, которая не может быть

достигнута никакими другими средствами»

В. А. Сухомлинский

Музыка – это искусство, а любое искусство воспитывает, развивает личность ребенка, позволяет разбираться в жизни, найти и познать самого себя, формируя свою самооценку. На формирование основ культуры ребенка большое влияние оказывает окружающая среда, которая позволяет познакомиться с разнообразной музыкой и научиться ее понимать и переживать.

Современные исследователи доказали, что развитие музыкальных способностей и формирование основ музыкальной культуры следует начинать как можно раньше. Однако невозможно повысить музыкальность детей без специально организованного восприятия музыки. Этот вид деятельности называется «слушание музыки».

В своей работе мы ставим ряд специфических задач:

  1. Воспитание любви и интереса к музыке. Воспитательное воздействие музыки возможно только при развитии восприимчивости и эмоциональной отзывчивости.
  1. Приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формирование восприятия музыки и простейших исполнительных навыков области игры на детских инструментах, пения, ритмики.
  2. Знакомство детей с различными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности с целью обогащения впечатления детей.
  3. Развитие общей музыкальности детей, сенсорных способностей, чувства ритма, ладовысотного слуха, формирование певческого голоса и выразительности движений. Если в данном возрасте ребенка приобщать к активной практической деятельности, то произойдет становление и развитие всех его способностей.
  4. Содействие начальному развитию музыкального вкуса. Получая представление и впечатление о музыке, ребенок в дальнейшем формирует избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям.

Психика ребёнка и музыка - эти два понятия не так уж далеки друг от друга, как кажется на первый взгляд. Музыка и психология имеют общий объект - человека. Музыка оказывает влияние на развитие и функционирование механизмов обучения, памяти, восприятия, поведения, эмоций, интеллекта, языка.

Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки. Музыкотерапия строится на подборе необходимых мелодий и звуков, с помощью которых можно оказывать положительное воздействие на человеческий организм. Это способствует общему оздоровлению, улучшению самочувствия, поднятию настроения, повышению работоспособности. Во многих странах мира наибольшее распространение музыкотерапия получила как лечебная педагогика, лечебно-воспитательный метод.

Какую музыку должны слушать дети? Детям возбудимым, беспокойным полезны мелодии в медленном темпе. Такими бывают обычно вторые части классических сонат, инструментальных концертов. Это может быть, к примеру: 2-я часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, колыбельные песни. Причем мелодия со словами влияет на детей сильнее, чем мелодия без слов. А живое пение — сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. А для детей с синдромом угнетения (не активным, мало подвижным) полезны произведения в быстром темпе Моцарта, Шуберта, Гайдна.

В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Мы рекомендуем новый день начинать с музыки - утром взбодриться, перед дневным сном - спеть спокойную песенку или дать послушать расслабляющую мелодию, а на ночь любимую муз. сказку, колыбельную, их (колыбельные песенки) дети очень любят.

По мнению медиков, слуховой аппарат детей природой приспособлен только для рассеянного звука. Ни в коем случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.

Музыкотерапия противопоказана:

  • Детям с предрасположенностью к судорогам.
  • Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.
  • Больным отитом.
  • Детям, у которых резко нарастает внутричерепное давление.

Список произведений классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния детей:

  • Для уменьшения чувства тревоги и неуверенности – «Мазурка» Шопен, «Вальсы» Штрауса
  • Для уменьшения раздражительности – музыка Баха, «Лунная соната» Бетховена. «Детский альбом» П.И.Чайковсого.
  • Для общего успокоения – «Симфония №6» Бетховена, часть 2, «Колыбельная» Брамса, «Аве Мария» Шуберта.
  • Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей – «Итальянский концерт» Баха, «Симфония» Гайдна.
  • Для повышения концентрации внимания, сосредоточенности – «Времена года» Чайковского, «Лунный свет» Дебюсси, «Симфония № 5» Мендельсона.
  • Для уменьшения синдрома угнетения, повышения аппетита, ритмичного дыхания - Моцарт, Шуберт, Гайдн, вальсы из балетов Чайковского

Музыку Моцарта можно и полезно слушать всем ребятам и взрослым!

В интернете можно послушать любое, полюбившиеся вами произведение, да ещё со сменой красивых иллюстраций - «Малыш в лесу», «Малыш у моря», «Малыш у реки»… очень приятное лекарство.

Хочется сказать:

«Дорогие мамы, слушайте музыку вместе с ребенком, наслаждайтесь ей, расслабляйтесь, ведь и мамам просто необходим хороший отдых!

Пусть музыка будет с вами везде и всегда, как во время уборки, так и в машине, играйте с ребенком в музыкальные игры, заинтересуйте его разными ритмами и новыми звуками и, конечно же, танцуйте с ним под весёлый зажигательный танец, но и не забывайте спеть колыбельную на ночь. И помните - ребенок запоминает только то, что ему интересно. Пусть ваш ребенок будет раскованным, добрым и спокойно пойдет в школу, а мы в детском саду сделаем для этого все возможное.»

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo