Специалисты

Дошкольники очень любят играть в шумовом оркестре - это знают все, кто хотя бы раз отважился дать в руки детям незатейливые инструменты. И вы, уважаемые папы и мамы, можете сами с помощью таких инструментов приобщить своего ребенка к музыке, развить интерес к музыкальной деятельности. Далеко не каждому человеку от природы дано петь, танцевать, с выражением читать стихи. Не у каждого музыкальный слух. А вот шумовые музыкальные инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании. Разнообразие инструментов позволяет приобщать к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям. Внешняя привлекательность и необычность инструментов – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки.

Играя на детских шумовых инструментах:

  • развивается музыкальный слух, ритм, музыкальная память,
  • формируются навыки общения, готовность и умение действовать в коллективе,
  • развиваются навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности ритм выступает как фундаментальная основа, то первыми инструментами детей становятся шумовые. Разнообразных шумовых и ударных инструментов для музицирования очень много: треугольники, бубенцы, колокольчики, браслеты, бубны, деревянные коробочки, маракасы, ручные барабаны.

Истинная мудрость всегда проста: детские музыкальные инструменты на самой первоначальной ступени должны быть всегда игрушками. Музыкальные игрушки будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки. Дети не боятся, что сломают инструмент, а если и сломают, то смогут сделать подобный из незатейливых подсобных материалов. Давайте вспомним, как настойчиво тянется малыш к погремушке, чтобы самому ее потрясти и самозабвенно наслаждаться потом простейшим звуком. Как он бесконечно долго может ударять деревянной палочкой по краю своей кроватки, зажмуриваясь от страха, но, переведя дух, продолжает звуковой эксперимент. Спонтанные исследования звучащего мира малышом продолжаются еще несколько лет: посудный оркестр на кухне, деревянные кубики, пищалки и свистульки, связки ключей и расческа. Звуки, часто лишь раздражающие взрослых, доставляют детям наслаждение. Они готовы упиваться ими до бесконечности.

В нашей жизни для звукотворчества существуют большие возможности. Они ограничены лишь фантазией и желанием изобретать. Для изготовление самодельных инструментов может пригодиться все:

  • Различная бумага (целлофан, газета, гофре, пергамент)
  • Деревянные кубики, карандаши, палочки разной толщины, брусочки.
  • Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогуртов)
  • Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, камешки, ракушки.
  • Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки
  • Металлические банки разных размеров
  • Пуговицы, шарики, колокольчики

Прежде всего, каждый из перечисленных здесь предметов обладает собственным голосом. Почти все, что нас окружает, может звучать. Предложите детям попробовать поиграть, например, разной бумагой: ритмично сминать, тереть, рвать, затем обратите внимание на то, сколько разных тонких звучаний можно различить в бумажной музыке, бумажные звуки могут перетекать друг в друга, образуя композицию, для которой можно придумать название, например:

«Шорохи ночного леса»

Шуршат осенние кусты,

Шуршат осенние листы,

Шуршит камыш,

И дождь шуршит.

Для каждой строчки ребенок может придумать свой звук и исполнить его при декламации стихов. Для озвучивания стихотворений или эпизодов из сказок подойдут всевозможные природные материалы: желуди, скорлупки, семена, ими можно шуршать, насыпав семян или крупы в коробочку из под киндеров.

Скорлупки от грецких орехов следует просверлить и подвесить гроздьями на обычную палочку, или по 10-12 скорлупок надеть на бельевую резинку: растягивая и отпуская ее, можно получить различного свойства звуки.

Перевернутые и украшенные какой - нибудь аппликацией большие металлические и пластмассовые банки от питьевой воды могут образовать семейство барабанов. Попробуйте играть не только сверху, но и по боковым поверхностям, подумайте, для озвучивания каких эпизодов сказок могут подойти барабаны.

Из круглых деревянных палочек разной длины можно сделать подвесной ксилофон и использовать его для ритмичной звукоподражательной игры: дятел, белочка, лошадка.

На круглую палку диаметром 2-3см можно с двух сторон набить тонкими гвоздиками разноцветные пробки от пива, чтобы они могли свободно звенеть при потряхивании. Этот простой и очень привлекательный инструмент по звучанию похож на бубенчики.

Можно собрать на согнутую проволоку 3-4 рыболовных колокольца и сделать бубенцы на ручке.

Замечательные возможности для конструирования таит в себе обыкновенная детская вешалка. На нее можно привязать карандаши, металлические предметы. У вас получится деревянная или металлическая арфа, играть на ней нужно, проводя по ней палочкой.

Сделайте из плотной ткани или кожи браслетики на липучке, прикрепите на них связки разноцветных пуговиц, колечек. бубенчиков - и готовы инструменты, которые можно надевать на запястье во время импровизационных танцев или для сюжетных игр.

Небольшие вертикальные коробочки от йогурта разрежьте на донышке, как показано на рисунке, и отогните края. Цепляя по ним пальцем, можно имитировать какие-нибудь звуки, например, кваканье лягушки. Это и щипковый инструмент, и шуршалочка, и пальчиковый барабанчик. Со стороны донышка под резинку для украшения проденьте несколько тонких ленточек из гофрированной бумаги. Инструмент для радостного музицирования готов.

Красочные и звонкие бубны получаются из круглых пластиковых коробочек из-под сельди, которые можно украсить цветной самоклеящейся бумагой, шелковыми ленточками и бубенчиками из магазина. Звонкий бодрый барабан появляется из пустого пластикового ведерка для майонеза. А барабанные палочки - это старые фломастеры.

Играя на самодельных инструментах, дети изучают и исследуют мир звуков. А самая большая ценность детского творчества, которая рождается в процессе игры и импровизации, в том, что оно сопровождается радостью, удовольствием, проявлением индивидуальности ребенка!

Удачи вам в творчестве!

logo

Решаем вместе
Не можете записать ребёнка в сад? Хотите рассказать о воспитателях? Знаете, как улучшить питание и занятия?
Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!
logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo logo